Судьба студента разбилась о броневик

24 апреля 2017

В Краснодарском крае водителю пришлось признать вину в ДТП с инкассаторским броневиком, в котором погибла его бабушка. Фотографии с места ДТП подтверждают версию автомобилиста, согласно которой он ни в чем не виноват. В итоге, устав бороться с системой, он от безысходности, по совету адвоката, все же согласился с версией следствия и заключил с другой стороной мировое соглашение, что позволило ему избежать колонии.

Расследование, казалось бы, рядовой аварии в Краснодарском крае привело к неожиданным результатам. В начале июля прошлого года на 20-м километре трассы Крымск – Джигинка около АЗС автомобиль ВАЗ-2115 под управлением студента Евгения Шатуна столкнулся с бронированным Ford инкассаторов. В результате ДТП погибла бабушка Шатуна, которая находилась на пассажирском сиденье легковушки.

Реклама

Отец автомобилиста, обратившийся в «Газету.Ru», в подробностях рассказал о ДТП. По его версии, автомобили двигались по однополосной дороге в одном направлении. Внезапно водитель Ford начал смещаться вправо, не включив при этом поворотник. Двигавшийся следом Шатун подумал, что броневик собирается съехать на обочину, и не стал сбавлять скорость.

Однако водитель инкассаторского автомобиля в действительности намеревался развернуться и взял к обочине, чтобы увеличить радиус маневра. После этого водитель спецавтомобиля резко свернул влево, не пропустив при этом машину Шатуна и так и не проинформировав других участников дорожного движения о своем маневре с помощью поворотника. Отец водителя легковушки считает, что инкассаторы при этом грубо нарушили и еще один пункт ПДД, поскольку совершали маневр в неположенном месте — через сплошную линию. Однако стоит отметить, что на фотографиях с места аварии можно увидеть небольшой зазор в сплошной разметке, куда, видимо, и стремился попасть водитель Ford.

Кадр из репортажа телеканала «Крымский Экран» о столкновении ВАЗ-2115 и фургона... Крымский Экран/Youtube.com
Кадр из репортажа телеканала «Крымский Экран» о столкновении ВАЗ-2115 и фургона инкассаторов на автодороге «Крымск-Джигинка»

Увидев неожиданный маневр ехавшей впереди машины, Шатун резко ударил по тормозам, но избежать столкновения ему не удалось — на довольно большой скорости он влетел в левый бок инкассаторского броневика, который в момент удара уже находился почти поперек дороги.

От мощного удара Ford перевернуло, и он завалился набок, у отечественной легковушки сильно смяло капот и выбило лобовое стекло.

Прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД зафиксировали положение автомобилей, замерили тормозной путь и после этого отправили машины на спецстоянку.

Отец Шатуна утверждает, что спустя несколько дней после ДТП в их дом пришел какой-то человек, который сказал, что якобы представляет интересы следователя местной полиции. Он заявил, что, по предварительным данным, в полиции посчитали виновником ДТП именно Шатуна и теперь ему грозит до пяти лет лишения свободы. Однако срок станет условным, если семья водителя готова передать мужчине миллион рублей.

«Такое предложение нам сделали еще до начала следствия, проведения экспертизы и даже возбуждения самого уголовного дела. Я его спросил: если мы не найдем деньги до завтра, то деньги передаст другая сторона? Мужчина кивнул», — вспоминает отец Шатуна, добавляя, что платить он отказался.

Уголовное дело по факту смертельного ДТП возбудили только через 20 дней после этого разговора, хотя, как правило, после смертельных аварий оно возбуждается практически сразу, а уже потом правоохранительные органы разбираются в причинах инцидента. При этом во время ознакомления с документами водитель легковушки обнаружил, что схема ДТП составлена неправильно и не соответствовала реальной картине. В частности, по словам отца Шатуна, на ней отсутствовали следы торможения «ВАЗа» и знаки, указывающие, что на данном участке дороги разрешено только движение прямо.

Кроме того, по его версии, инкассаторы якобы давали заведомо ложные показания, указывая, что их автомобиль не сворачивал на обочину, а двигался прямо вдоль осевой линии, а удар сзади произошел еще до начала маневра.

«Это противоречит расположению транспортных средств на проезжей части после ДТП. Кроме того, инкассаторы просто не смогли бы развернуться от осевой линии, потому что им бы не хватило места: в этом месте дорога достаточно узкая.

По фотографиям, сделанным нами на месте ДТП, видно, что задняя часть Ford не повреждена, поврежден только левый задний угол и левое заднее крыло, то есть грузовик в момент удара все-таки разворачивался», — сказал отец водителя, отметив, что авария была зафиксирована камерами видеонаблюдения, однако записи с них по каким-то причинам вскоре исчезли.

Шатун несколько раз заявлял ходатайство следователю о проведении трасологической экспертизы, которая помогла бы точно ответить на вопрос, в какой конфигурации находились автомобили в момент аварии, однако суд неоднократно отклонял его прошение.

Все это время автомобиль Шатуна находился на штрафстоянке. По словам отца водителя, из машины после эвакуации пропал аккумулятор, компрессор, инструменты и автомобильный фонарь.

По этому поводу Шатун даже написал в полицию отдельное заявление, однако никакого развития оно не получило.

Добиться проведения экспертизы обвиняемому удалось только спустя семь месяцев после аварии, в феврале этого года.

«К месту проведения экспертизы в Краснодаре мы доставляли автомобиль на эвакуаторе за свой счет.

Эксперт, который ее проводил, не взял с собой ни инструментов, ни даже банально рулетки, у него в руках был только телефон, которым он фотографировал машины.

Инкассаторы настаивали на том, чтобы он поставил автомобили ровно, будто никакого разворота Ford не выполнял. Тот отвечал, что не может, потому что угол удара был довольно большим, и маневр грузовика очевиден. В итоге кое-как намерили этот угол. Могу сказать, что на глаз там было около 45–50 градусов, эксперт в заключении написал, что угол составлял 27 градусов. При этом он все же подтвердил, что водитель Ford пытался развернуться», — пояснил отец Шатуна.

Кроме того, по его словам, эксперт на многие вопросы ответил, используя очень обтекаемые формулировки, которые в целом указывают на то, что виновником аварии в любом случае является водитель легковушки.

Кадр из репортажа телеканала «Крымский Экран» о столкновении ВАЗ-2115 и фургона... Крымский Экран/Youtube.com
Кадр из репортажа телеканала «Крымский Экран» о столкновении ВАЗ-2115 и фургона инкассаторов на автодороге «Крымск-Джигинка»

«Мне кажется, что вся экспертиза изначально имела обвинительный уклон. Помню, что, когда я уезжал, эксперт почему-то задержался, остановил свой автомобиль и кого-то ждал. Не могу, конечно, точно утверждать, но мне кажется, что он ждал следователя, чтобы с ним обсудить, что в итоге написать в заключении», — сказал отец.

После этого Шатун пытался добиться справедливости на более высоком уровне: обращался в МВД России и даже в администрацию президента, однако безрезультатно. Впрочем, следователя, который вел расследование, в это же время перевели на новое место службы — связано ли это с обращениями, до конца не понятно.

«Мы устали бороться, это просто бесполезно», — говорит Шатун-старший.

В итоге адвокат автомобилиста посоветовал ему заключить с противоположной стороной мировое соглашение. Семья решила согласиться, чтобы избежать реального срока лишения свободы. В результате соглашение с инкассаторами все же было заключено, как отмечается в документах суда, Шатун-младший полностью признал вину в ДТП и даже компенсировал ущерб другой стороне. После этого, несмотря на возражения гособвинителя, суд постановил прекратить дело за примирением сторон.

«Для моего сына это, конечно, трагедия. Он хороший парень: учится в университете, не курит, не пьет, ему это дело всю жизнь перечеркивает. И еще ладно бы, если виноват был, а тут ведь и невиновен даже… Но что нам еще оставалось делать? Я хотел идти дальше, но руки уже опустились», — сказал отец.

Позиция правоохранительных органов

Примечательно, что в МВД России на запрос «Газеты.Ru» с просьбой прокомментировать результаты расследования дела и возможность присутствия в нем коррупционной составляющей лишь сообщили, что дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с примирением сторон. Вопросы о возможной коррупционной составляющей в действиях следователя в ведомстве проигнорировали.

Кроме того, в МВД отметили, что следователь был переведен в другое подразделение для дальнейшего несения службы в законном порядке. Этот перевод, по данным ведомства, никак не связан с расследованием данного уголовного дела.

В то же время в следственном управлении СК России по Краснодарскому краю «Газете.Ru» пояснили, что «в связи с поступившим заявлением о неправомерных действиях следователя следственного отдела ОМВД России по Крымскому району проводится доследственная проверка».